Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 2

Урок биологии в 8-м классе «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

Цель:

изучить роль гормонов внутренней секреции.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление о роли гормонов поджелудочной железы, инсулина в регуляции глюкозы в крови; о роли гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития;

Развивающая:  развитие познавательных и мыслительных процессов;

Воспитательная: формирование научной картины мира.

Ход работы.

I. Организационный — 2 мин.

II. Проверка д/з — 5 мин.

Работа по карточкам.

III. Актуализация – 5 мин.

— Что такое гормон? (ответы уч-ся)

— Какие функции выполняют гормоны в нашем организме? (ответы уч-ся)

— Что происходит при недостатке гормона? (ответы уч-ся)

— А при излишке? (ответы уч-ся)

IV. Изучение нового материала – 23 мин.

Слайд 1.

Итак, тема нашего урока «Роль гормонов желез внутренней секреции».

Гормоны имеют очень важную роль в гуморальной регуляции. Одни регулируют обмен веществ, другие — рост и развитие, третье – усиливают или снижают скорость физиологических процессов в организме.

Слайд 2.

Сегодня на уроке мы рассмотрим роль гормонов желез внутренней секреции.

Слайд 3.

Поджелудочная железа выполняет двойную функцию.

Одни из ее клеток вырабатывают пищеварительный сок, другие вырабатывают гормон инсулин. Инсулин непрерывно вырабатывается и понемногу поступает в кровь. Повышение содержания в крови глюкозы – одного из видов сахаров, — выполняющей в организме роль биологического топлива, служит сигналом для выделения новых порций инсулина.

98718191-1444815737.png

Под его воздействием усиливается использование глюкозы всеми тканями тела. Одновременно  часть глюкозы превращается в резервное вещество гликоген, который откладывается в печени и мышцах. В результате количество сахара в крови уменьшается. Инсулин в организме разрушается достаточно быстро. Вот почему поступление его в кровь должно быть регулярно. 

Слайд 4.

При недостаточном выделении гормона инсулина развивается сахарный диабет.

В прежние времена это заболевание называли «сладкой смертью».

С сахарным диабетом связано комплексное нарушение обмена веществ. У больных снижаются запасы гликогена в печени, увеличивается содержание в крови жирных кислот, в клетках нарушается синтез аминокислот, понижается синтез белков. Концентрация глюкозы в крови увеличивается.

Признаки болезни: сухость во рту, жажда, частое мочеиспускание, быстрое похудение.

Слайд 5.

Половое развитие человека связанно с развитием вторичных половых признаков. Регуляцию полового развития осуществляют гормоны половых желез, надпочечников, гипофиза, щитовидной железы.

Слайд 6.

Половые гормоны вырабатываются половыми железами, как и поджелудочная железа, выполняют двойную функцию. Мужские половые гормоны регулируют рост и развитие организма, отвечают за возникновение у мужчин вторичных половых признаков — рост усов, развитие характерной волосистости других частей тела, огрубление голоса, изменение телосложения.

Женские половые гормоны регулируют развитие у женщин вторичных половых признаков — высокого голоса, округлых форм тела (узких плеч и широких бёдёр), стимулируют развитие грудных желез, управляют половыми циклами, протеканием беременности и родов.

 Оба вида гормонов вырабатываются как у мужчин, так и у женщин. 

Слайд 7.

В коре надпочечников синтезируются гормоны андроген и эстроген. Эти гормоны влияют на развитие и формирование половых органов. При неправильной работе надпочечников происходит раннее и позднее половое созревание, быстрое прекращение роста.

Слайд 8.

Гормоны передней доли гипофиза регулируют работу других желез. Они контролируют созревание половых желез, рост коркового слоя надпочечников (гормоны которых влияют на развитие вторичных признаков), развитие щитовидной железы, выработку молока в молочных железах.

Слайд 9.

Гормон тироксин, выделяемый щитовидной железой, влияет на рост и развитие организма.

Усиление производства гормона приводит к более быстрому росту тела, а при недостатке дети растут очень медленно. 

Весь материал — в архиве.

Организация атмосферы дружелюбия. Приветствие.

Деление на группы

В целях определения темы урока и целей обучения проводиться  

1.Актуализация знаний.

В чем особенность желез внутренней секреции? Перечислите и покажите их на таблице.

Какую регуляцию осуществляет эндокринный аппарат?

Что такое гормоны? 

Какое действие на организм оказывают гормоны?

 (На доске открывается тема Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития.)

2.Постановка учебной проблемы.

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Почему от волнения может участиться сердцебиение? (учащиеся высказывают свои предположения)

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

Сформулируйте цель урока. (познакомиться с гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции, показать их роль в обменных процессах)

Дополнительно мы узнаем о нарушениях гуморальной регуляции, т.е. о болезнях эндокринного аппарата и профилактике его нарушений.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения,   излагать их содержание и формулировать вопросы;   мыслить и четко отвечать на  поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

3.Поиск решения проблемы.

Организуется работа в группах.

Пользуясь учебником ( с. 37-41) и информационными листами (Приложение 1) подготовьте небольшое сообщение о роли гормонов в обменных процессах. 

 (Время для подготовки – 2 – 3 минуты).

Выступления учащихся  (сопровождается слайдовой презентацией)

Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах.

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающий Представьте, что вы врач эндокринолог ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

5. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Изо рта постоянно высовывается кончик языка

9.В 1958 г. Сообщалось о смерти самого тяжелого человека, который в 32 года при росте в 180 см имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3м, а предплечья – 1 м. В детстве Р. Ходжес перенес инфекционное заболевание коклюш. Предположите, чем вызвана такая чудовищная масса этого человека.

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

Вторичное закрепление знаний.

Выполнение теста  (Приложение 2). На выбор учащихся по уровню сложности. (самопроверка)

Ключ:

  вариант 1: 3,3, 3. 3,3;

  вариант 2: 4,2,2,1.3,2;

  вариант 3: 1,3,5;  В,А,Б,А,Б,А; А,Б,Б,Б, А,А.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

Подведение итогов урока. Рефлексия «Телеграмма »

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  —  сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

  — познакомились   с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

— всем ли понятна, насколько  важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

— следовательно, мы научились  ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

  • Ермаченко Лариса Евгеньевна, учитель биологии

Разделы:Биология

Задачи: познакомить с действием гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции желез эндокринной системы; показать взаимодействие желез внутренней секреции при росте и развитии организма. Показать особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в обменных протесах организма человека; познакомить с нарушениями нервно-гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения. Выяснить роль гормона поджелудочной железы – инсулина – в поддержании содержания сахара в крови, причины диабета и рассказать о приемах доврачебной помощи при передозировке препарата инсулина лицам, страдающим диабетом.

Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы “Железы внутренней секреции”, “Головной мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза”, “Щитовидная железа”.

Ход урока

I. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?
  2. Какую функцию выполняют гормоны?
  3. Чем гормоны отличаются от ферментов и витаминов?
  4. Чем различаются понятия “рост” и “развитие”?

Индивидуальный опрос у доски.

Расположение желёз внутренней секреции, их функции.

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с демонстрацией мультимедийной презентации и заполнением таблицы.

Рост и развитие организма обеспечивает работа ряда желез внутренней секреции. Эндокринная система действует как единое целое, несмотря на то, что в ее работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно. В медицине сформирована целая отрасль — Эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

В процессе изучения темы мы заполним таблицу:

Слайд 2

<center>
Железы Гормоны Воздействие на организм
норма гиперфункция гипофункция

</center>

1. Функции гипофиза, его связь с нервной системой. Гипофизарные гиганты и карлики.

Гипофиз – важнейшая железа в системе внутренней секреции. Он связан с центральной нервной системой. Он выделяет соматотропные гормоны (гормоны роста), стимулирующий работу рибосом, хотя гипофиз выделяет еще множество других гормонов, регулирующих работу других желёз внутренней секреции. Гипофизарные гиганты и карлики сохраняют нормальные умственные способности, в отличие от кретинов, страдающих с детства недостатком гормонов щитовидной железы (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрацией таблиц, демонстрация мультимедийной презентации).

Слайды 3-12

2. Щитовидная железа и ее гормоны. Функции щитовидной железы. Микседема и слизистый отек. Влияние щитовидной железы на деятельность нервной системы. Кретинизм. Нарушения функций щитовидной железы и заболевания, связанные с этим. Профилактика заболеваний; меры поддержания нормальной жизнедеятельности при нарушениях регуляции щитовидной железы. (Рассказ учителя, демонстрация мультимедийной презентации).

Слайд 13

Демонстрация репродукции картины Рубенса “Соломенная шляпка”. На шее красавицы видно зобовидное утолщение. Во времена Рубенса (художник жил в XVII веке) в почве Фландрии (ныне территория Бельгии), очевидно, недоставало йода. Этот элемент необходим для выработки гормона щитовидной железы — тироксина. Недостаток йода вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в результате чего и образуется зоб. Эти факты можно связать с экологическими условиями жизни людей. Знание причины болезни позволяет успешно предупреждать ее. Сейчас в состав поваренной соли во многих странах включают йодид калия. Эта простая процедура позволяет уберечь многих людей от заболевания щитовидной железы.

Действие гормонов щитовидной железы многообразно. Они регулируют работу митохондрий, где идут процессы окисления органических веществ с выделением молекул АТФ, богатых доступной энергией. Если гормона вырабатывается недостаточно, страдает энергетический обмен: из-за недостатка энергии содержащихся в химических связях молекул АТФ сердце сокращается слабо и редко. В результате кровь застаивается в нижних конечностях, тело отекает. Недаром это заболевание называют слизистым отек.

При гиперфункции щитовидной железы выделяется избыточное количество энергии. Сердце работает усиленно, давление повышено. Процессы окисления идут настолько быстро, что человек худеет. Истончаются жировые запасы, в частности и жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это приводит к тому, что кожа вокруг глаз втягивается, глаза кажутся большими, а при сильном тироксикозе — выпученными. Слайды 14-16

Оперативное удаление части щитовидной железы хирургическим путем или радиоактивным йодом, частично разрушающим ее ткани, способствует выздоровлению. Щитовидная железа участвует также в половом развитии детей.

Пониженная функция щитовидной железы в раннем детстве ведет к серьезному расстройству — кретинизму (слайд 17). При этом происходит не только нарушение роста и развития, но и снижение умственной деятельности.

3. Надпочечники и деятельность организма. Гормоны надпочечников. Роль адреналина и норадреналина в приспособлении организма к физическим и эмоциональным нагрузкам. Связь с вегетативной нервной системой. Саморегуляция и аутотренинг. (Рассказ учителя, демонстрация мультимедийной презентации).

Слайды 18-20

4. Поджелудочная железа смешанной секреции. Инсулин — гормон поджелудочной железы. Роль инсулина в регуляции содержания сахара в крови. Сахарный диабет, его причины, лечение; первая помощь при передозировке инсулина. Образ жизни людей, страдающих диабетом. (Рассказ учителя)

Поджелудочная железа — железа смешанной секреции. Важную роль в регуляции обмена веществ играет гормон инсулин. Присутствие инсулина необходимо

для поступления глюкозы в кишечник и в клетки мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает окисляться. Другие органические соединения далеко не всегда могут заменить глюкозу. В результате окисление становится неполным, в крови появляются вредные соединения, которые отравляют организм. Происходит заболевание, известное как “сахарный диабет”. Поскольку сахар не может утилизироваться в организме без инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет много жидкости, ему постоянно хочется пить. Интересна история открытия сахарного диабета: врачи обратили внимание на то, что моча диабетиков привлекает мух. Дальнейшее исследование ее состава выявило содержание глюкозы, которое в норме отсутствует.

Слайд 215. Половые железы – семенники и яичники.

Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники – эстрогены.

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы.

Слайд 22

6. Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляций в поддержании нормального обмена веществ. Подведение итогов заполнения таблицы.

<center>
Железы Гормоны Воздействие на организм
     норма гиперфункция гипофункция
Гипофиз Ростовые Регулируют рост В молодом возрасте — гигантизм, у взрослых — акромегалия Задерживают рост — карликовость
  Регуляторные Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников Усиливают гормональную активность всех желез Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи
Щитовидная Тироксин Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте — карликовость и кретинизм
Надпочечники Кортикоиды Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)
  Адреналин Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает
  Норадреналин Обратное действие
Поджелудочная железа Инсулин Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена Шок, судороги, потеря сознания Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче
  Глюкагон Обратное действие
Половые железы: семенники; яичники АндрогеныЭстрогены Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

</center>

III. Закрепление знаний.

Заполнение кроссворда. Каждому учащемуся выдается кроссворд и дается время на разгадывание:

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.

По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная функция железы внутренней секреции. 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.

Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.

Домашнее задание: § 45, конспект.

16.02.2010

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии

Железы внутренней секреции

Рост и развитие организма обеспечивают работа ряда желез внутренней секреции.

Эндокринная система действует как единое целое, несмотря на то, что в ее работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно. В медицине сформирована целая отрасль – эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

6c655830_f66f_0130_8a38_12313d0128c8.jpg

Рис. 1.

Современная эндокринология изучает также химическую структуру гормонов, образующихся в железах внутренней секреции, зависимость между структурой и функцией гормонов, механизмы действия, физиологию и патологию эндокринной системы.

Зарождение науки о гормонах относится к 1849 г., когда Аддисон впервые описал бронзовую болезнь, связанную с поражением надпочечников и сопровождающуюся специфической пигментацией кожных покровов. Клод Бернар ввел понятие о железах внутренней секреции, позже Броун-Секар показал, что недостаточность желез внутренней секреции приводит к развитию болезней и что экстракты из этих желез дают хороший лечебный эффект.

Гипофиз

А теперь давайте поговорим  о важнейших железах внутренней секреции.

Гипофиз является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Это придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга, ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом. Масса гипофиза – 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.

     6dca2f40_f66f_0130_8a39_12313d0128c8.jpg

Рис. 2. Гипофиз

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

Тропные гормоны: гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см, но тело пропорциональное.

Рис. 3.

При избытке гормона соматотропина, рост взрослого человека – более 2 м 40 см, т.е. развивается гигантизм. Заболевание акромегалия возникает при избытке гормона роста тогда, когда процессы роста закончились и растут отдельные органы, например нос, рот, уши, конечности, язык.

Рис. 4.

Тиреотропин стимулирует функцию щитовидной железы, синтез и секрецию гормонов.

Кортикотропин стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников.

Гонадотропные гормоны управляют деятельностью половых желез. Усиливают образование мужских и женских половых гормонов.

Гормоны задней доли гипофиза – вазопрессин и окситоцин. Основная функция вазопрессина – усиление обратного всасывания воды в почечных канальцах, что приводит к уменьшению общего объема мочи. Этот гормон также принимает участие в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Окситоцин играет важнейшую роль при родах, стимулируя сокращение мышц матки.

Щитовидная железа

Щитовидная железа расположена в передней стенки гортани, частично прилегая к щитовидному хрящу. Масса железы – от 25 до 40 г. Состоит она из двух долей и перешейка. Снаружи железа покрыта соединительно-тканной оболочкой. В щитовидной железе вырабатываются гормоны, содержащие йод – тироксин и трийодотиронин. Эти гормоны стимулируют окислительные процессы в клетках, регулируют водный, белковый, жировой и углеводный  и минеральный обмены, рост и развитие организма, оказывают действие на функции центральной нервной системы.  

Рис. 5.

При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь. Симптомы этого заболевания – пучеглазие,  учащение сердцебиения, повышение возбудимости нервной системы, быстрая утомляемость, повышенная потливость.

Рис. 6.

Если гипофункция щитовидной железы развивается в детском возрасте, это может привести к развитию кретинизма – заболевания, которое характеризуется задержкой роста, психического и полового развития. Болезнь часто сопровождается глухонемотой, слабоумием вплоть до идиотизма.

Если гипофункция развивается у взрослого человека, это может привести к развитию микседемы или слизистого отека. Кожа больного при этом становится сухой, грубой, отечной, выпадают волосы, значительно понижается обмен веществ, возникает медлительность мышления и речи.    

Рис. 7.

Надпочечники

Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11–12-го грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека – 8­–13 г.

Рис. 8. Надпочечники

Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Рис. 9.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, тонус артериол, артериальное давление, стимулирует сокращение гладких мышц, то есть адреналин влияет на работу всех внутренних органов. Он тормозит пищеварение при стрессе. Действуя на печень и скелетные мышцы, стимулирует распад гликогена. Влияет на распад липидов жировой ткани.

Норадреналин также повышает тонус артериол и артериальное давление.

Количество этих гормонов контролируется нервной системой.

В стрессовой ситуации, при напряженной физической и умственной работе выработка гормона адреналина увеличивается и усиливается деятельность симпатического отдела нервной системы.

Поджелудочная железа

Еще одна важная железа, о которой необходимо поговорить, – это поджелудочная железа. Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть ее  клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов через протоки в двенадцатиперстную кишку. Это внешняя секреция. А скопления других клеток, называемые островками Лангерганса, выделяют гормон инсулин и глюкагон непосредственно в кровь. Это внутренняя секреция.

Рис. 10. (Источник)

Непрерывное снабжение крови инсулином необходимо для того, чтоб глюкоза – основной источник энергии – могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а ее избыток – откладываться в печени в виде полимера гликогена (запасного питательного вещества).

При нехватке инсулина развивается сахарный диабет – болезнь, при которой глюкоза не проникает в ткани, а ее уровень в плазме крови сильно возрастает, что влечет за собой выведение глюкозы из организма почками. Но если в крови наблюдается избыток глюкозы, то ее катастрофически не хватает для питания мозга, ведь глюкоза практически единственное его «горючее». Если больному диабетом не вводить инсулин извне, то лишение мозга глюкозы приводит к потере сознания, судорогам и даже к смерти.     

Второй гормон поджелудочной железы – глюкагон – необходим для образования глюкозы из гликогена при его нехватке в плазме крови. Таким образом, инсулин и глюкагон, оказывая противоположное действие на обмен углеводов, обеспечивает точное регулирование потребления организмом глюкозы.

Список рекомендованной литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8   М.:Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Hormones.ru (Источник).

2. Shhitovidnaya-zheleza.ru (Источник).

3. Mmf.spb.ru (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа – с. 305, задания и вопрос 1,2,3,4,7.

2. Опишите функции гипофиза.

3. Как поджелудочная железа влияет на обмен веществ?

4. Подготовьте реферат об одном эндокринном заболевании на Ваш выбор.

Таблица 1
Рейтинг автора
5
Подборку подготовил
Андрей Ульянов
Наш эксперт
Написано статей
168
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации